Меню сайта

C пальчиками играем – речь развиваем.

« Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга»
                                                                                                             И.П.Павлов
 
     В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей.  
     Ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
     Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
    Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Пальчиковые игры:
«Зимняя прогулка»
 
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
 
«ПАУЧОК»
 
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))
Паучок ползёт опять,
(Действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
("Паучки" ползают по голове.)
 
 
«ЧЕРВЯЧКИ»
(Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
Раз, два, три ,четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает:"Вот и обед !"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер)
Глядь -
(разводим руками)
а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.)
 
 
«МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА»
 
Маленькая мышка
По городу бежит,
(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям).
Глядит ко всем в окошки,
(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).
И пальчиком грозит:
(Грозим пальчиком)
"А кто не лёг в кроватку?
(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?
(Переворачиваем руки на другой "бок".)
Такого непослушного
Я буду щекотать!"
(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
 
«ШЛА КУКУШКА»
 
Шла кукушка мимо рынка,
(Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).
У неё была корзинка,
(Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).
А корзинка на пол – бух!
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту)
 
 
« ШАЛУН»
 
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому – не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
 
 
«БЕЛОЧКА» (по мотивам народной песенки)
 
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
 
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»
 
 Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
 
« ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
 
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)
 
 
«КОШКИ — МЫШКИ»
 
Вот кулак,                                                           ( показать кулак левой руки)
 А вот – ладошка,                                              ( раскрыть пальцы, ладонь вверх)
 На ладошку села кошка.                                ( «когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
 Раз, два, три, четыре пять.                              (  правой рукой загибать по одному пальцу левой  )
 Мышки очень испугались,                               ( вращать кулаком)
 В норки быстро разбежались                         ( спрятать кулак под.  правую подмышку)
 
 
«Нарядная мартышка»
 
У нашей мартышки
(оттопырить ушки)
В полоску штанишки,
(чертить в воздухе полоски)
На кофте цветочки,
(показать кофточку)
В горошек носочки,
(показать носочки)
Вся в ленточках шляпка,
(показать шляпку)
Перчатки на лапках.
(погладить  ладошки)
И всем улыбается
Наша красавица!
 
« Кошка»
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки – царапки.
 Ступаем "ножками" – (пальчиками мягко, по-кошачьи).
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки!
 
«Козочка»
- Шел старик дорогою
(идти пальчиками по столу)
- Нашел козу безрогую.
(показать пальчиками рога)
- Давай, коза, попрыгаем,
(постучать пальчиками по столу)
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
(снова показать рога)
- А старик ругается.
(погрозить пальчиком)
 
«Помощник»
- Топором дрова колю
(имитировать действия топора ,двигать вместе ладошками вверх-вниз)
- А потом пилой пилю.
(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)
- Отнесу их бабушке,
(показать ладоши)
- Чтоб испечь оладушки.
(похлопать ладонями друг о друга)