Технология индивидуализация в развивающей предметно пространственной среде группы
(из опыта работы г. Киров)
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада
О маркерах игрового пространства говорится в Федеральных государственных требованиях к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этом документе маркеры (знаки) игрового пространства определяются как игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). Также о маркерах игрового пространства упоминается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где организация предметно-игрового пространства и развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребёнка.
Маркеры игрового пространства, в детском саду выполняют несколько ключевых функций, способствующих развитию, безопасности и организации детей.
1. Организация и структурирование пространства
Четкое зонирование (книжный уголок, центр творчества, строительный уголок) помогает детям понимать, где какая деятельность происходит, снижая хаос и упорядочивая их активность.
2 .Развитие самостоятельности
Дети учатся выбирать занятия, переходить между центрами без постоянного контроля, что формирует навык принятия решений и самоорганизации.
3. Поддержка сюжетно ролевых игр
Маркеры в виде тематических центров (больница, магазин..)
Маркеры бывают напольные, настенные или настольные. Они позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, ролевое взаимодействие и социальные навыки, задавая контекст для игры.
Для раннего возраста: Маркер роли. Полифункциональная одежда (юбки, жилетки, шорты, шляпки из разных материалов, ленты, тесёмки, прищепки и т. д.). С его помощью дети могут самостоятельно в игре применять на себя определённую роль. Маркер действия. Предмет (молоток, сумка, кастрюля, жезл и т. д.), позволяющий выполнять самостоятельные действия, которые определённым предметом обозначают роль. Также можно использовать маркеры-трансформеры, состоящие из цветных блоков. С их помощью ребёнок может конструировать, что можно применять для игр речевого и познавательного развития.
4. Безопасность
Разделение активных и спокойных центров, предотвращает столкновение, а четкие границы снижают конфликты из-за пространства.
5. Обучение через визуальные элементы
Цвета, символы, знаки на маркерах знакомят детей с правилами (например, лимит участников в центре), формами буквами, развивая когнитивные навыки.
6. Адаптация новичков
- Маркер пространства. Картинки, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (традиционные уголки в группе). С его помощью дети могут самостоятельно создавать свою предметно-пространственную среду с помощью оборудования, которое находится в определённом месте.
- Маркер роли. Полифункциональная одежда (юбки, жилетки, шорты, шляпки из разных материалов, ленты, тесёмки, прищепки и т. д.). С его помощью дети могут самостоятельно в игре применять на себя определённую роль. 1
- Маркер действия. Предмет (молоток, сумка, кастрюля, жезл и т. д.), позволяющий выполнять самостоятельные действия, которые определённым предметом обозначают роль. 1
Также можно использовать маркеры-трансформеры, состоящие из цветных блоков. С их помощью ребёнок может конструировать, что можно применять для игр речевого и познавательного развития.