Страница обновлена 28.10.2019

 Проектирование РППС в соответствии с образовательной программой учреждения и требованиями ФГОС

Важнейшими условиями для реализации образовательной программы считаю создание и обновление РППС. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:

Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду мы учитывали следующие принципы:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
  9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Наша группа оснащена:

  • материалами и оборудованием для игровой деятельности;
  • материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
  • материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
  • материалами и оборудованием для двигательной активности.

Аналитическая справка

 «Развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе». 

МДОУ «Детский сад №237».

Дата проведения анализа: сентябрь 2018год

Характеристика группы: группу посещают 23 ребёнка, из них 14 мальчиков и 9 девочек в возрасте 5-6 лет.

РППС группы создана с учётом:

-безопасности и психологического комфорта пребывания детей,

-возрастных особенностей детей,

-реализации образовательной программы,

-наличия в группе детей с ОВЗ, их особыми потребностями в обучении.

            Безопасность и психологический комфорт пребывания детей в группе.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, безопасно и эстетически привлекательно. Мебель соответствует росту детей. В цветовом решении группы преобладают мягкие, светлые тона. Вся мебель в зонах активности крепится к стенам. Регулярно педагоги проводят инструктаж по технике безопасности в уголках, за столами, на прогулке, во время НОД.  РППС соответствует возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Игровые зоны не пересекаются, имеют достаточно места для свободного передвижения детей. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов для взаимодействия детей при минимальной помощи воспитателя. Уголки безопасны, соответствуют воспитательным и образовательным задачам, оснащены необходимым оборудованием и предметами – заместителями. 

Для взаимосвязи с окружающим миром дети имеют свободный доступ к уголку природы, наблюдают за ростом и развитием растений, ухаживают за ними, проводят опыты и эксперименты.

Игровая зона для мальчиков объединена конструктивно- строительным интересом.  

Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать  образовательный процесс с учётом индивидуальных  и возрастных особенностей детей.

 

Реализация образовательной программы.

РППС спроектирована в соответствии с образовательной программой, утверждённой в ДОУ.  Все образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие -  реализуются в соответствии с ФГОС ДО.

Пространство игровой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков          (центров  развития):

-центр   сюжетно- ролевых игр;

-центр  музыки и театра

-центр  речевого развития  и детская библиотека

-центр занимательной математики

-центр  природы и экспериментирования

-центр   изобразительной деятельности

-центр конструктивной деятельности;

-центр безопасности и ПДД;

-центр  патриотического воспитания

-уголок мелкой моторики;

-спортивный уголок;

 

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

 

Центр сюжетно- ролевых игр.

Игровые замыслы детей 5-6 лет достаточно разнообразны, поэтому весь игровой материал подобран так, чтоб его можно было легко комбинировать, перемещать. Статичные тематические зоны уступили место мобильным универсальным маркерам, которые можно использовать как на полу, так и на столе. Маркеры наполнены разнообразными мелкими макетами, фигурками- персонажами, инструментами и другими предметами оперирования. Здесь дети могут играть в такие игры, как «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Театр», «Мы строители», «Мы водители», «Магазин» и другие.

 

Центр   музыки и театра

-Кукольный театр «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»

-Пальчиковый театр

-Театр с игрушками бибабо

-Настольный театр «Заюшкина избушка»

-Домашний театр «На кухне»

-Фланелеграф

-Маски персонажей

-Костюмы

-Музыкальные инструменты

-Ширма

-Портреты композиторов

-Картотека музыкально- дидактических игр

-Картотека театрализованных игр.

 

Центр речевого развития и библиотека

-Книги, соответствующие возрасту и лексической теме

-Портреты писателей и поэтов

-Энциклопедии

-Книжки – самоделки

-Альбомы по темам

-Сюжетные картинки

-Настольно- печатные игры для развития речи

-Пособия для правильного физиологического дыхания

-Разрезная азбука

-Пособия для развития словарного запаса у детей

-Игры «Назови одним словом»

-Игры «Один – много»

-Пособия на звуковой анализ слова

-Схемы для составления рассказов

-Пособия на закрепление правильного звукопроизношения

- Игра «Что делают?»

-Игра «Мама и детёныши»

-Игра «Весёлый счёт»

 -Картотека скороговорок

-Прописи

-Картотека дыхательной гимнастики

-Картотека загадок

-Картотека пальчиковой гимнастики

-Картотека стихов по лексическим темам

-Картотека физкультминуток

-Настольно- печатные игры: мозаика с буквами, «Буквы- сестрички».

 

Центр  занимательной математики         .

-Настольно- печатные игры: «Формы», «Цифры» и счёт», «Мои первые часы», «Математика ля малышей», «Учись считать», игры на поиск недостающего объекта в ряду, «Разложи по яркости цвета, по высоте», «Найди пять отличий», «Найди клад по схеме»,

-Счётный материал, обьёмные и плоскостные геометрические фигуры

- Магнитная доска с цифрами, блоки Дёныша

- Мозаики разных размеров, пазлы, цифры «Собери узор из геометрических фигур»

-Сортёр «Геометрические формы +шнуровка», развивающая игра головоломка «Собери куб»

- Вкладыши, геометрические головоломки (три уровня сложности), весы, счёты, счётная лесенка, наборное полотно

- Картотека дидактических игр

 

Центр природы и экспериментирования.

-Календарь природы

-Картотека прогулок по возрастам

-Картотека опытов и экспериментов

-Настольно- печатные игры по экологии: «Времена года»

-Мини лаборатория (колбы, пробирки, микроскоп, ёмкости для опытов, камни, крупы и др.)

 

Спортивный уголок

-Мячи большие, средние, малые

-Обручи

-Кольцеброс

-Мешочки для метания

-Кегли

-Скакалки

-Дорожки здоровья

-Массажные мячи

 

Центр изодеятельности

-Акварель

-Гуашь

-Кисти разных размеров

-Бумага разной фактуры

-Ножницы

-Трафареты

-Палитра

-Пластилин

-Карандаши

-Фломастеры

-Восковые мелки

-Раскраски

-Образцы декоративно- прикладного искусства, матрёшки, настольно –печатные игры

-Картины известных художников

-Портреты художников

 

Центр конструирования

-Конструкторы разных размеров, форм, материалов

-Схемы построек

-Мозаики разных форм и размеров

-Бумага для оригами

-Природный и бросовый материал

 

Центр патриотического воспитания

-Портрет президента

-Карта мира

-Герб Ярославля

-Азбука для маленьких ярославцев

-Фотографии Ярославля и других городов Ярославской области

-Путеводители по городам

-Книги по истории города

-Настольно- печатная игра- стратегия «Здравствуй, Россия»

Уголок мелкой моторики

-Колючие мячики;

-Мягкие шарики,

 -Игры с прищепками, скрепками, пластмассовыми шариками, силовыми кнопками, верёвками, шерстяными нитками, шнурками, лентами, проволокой, резинками и заколками для волос, катушками, трубочками для коктейля, пуговицами

-Сортёры, стеклярусы, крупы

-Пирамидки; шнуровки;

-Трафареты с декоративными элементами

-Штампы разной фактуры

-Картотека пальчиковых  игр и массажа

 

Центр безопасности и ПДД

-Макет дороги с фигурками

-Дидактические игры

-Обучающие карточки «Правила маленького пешехода»

-Книги, энциклопедии

-Сюжетные картинки

-Папки- раскладушки

-Настольно- печатные игры «Правила дорожного движения для маленьких», «Безопасность на дороге», «Транспорт», лото «Знаки дорожного движения», домино с дорожными знаками, ребусы по ПД, домино «Весёлые перекрёстки»

-Картотека консультаций для родителей

           

Таким образом, развивающая предметно- пространственная среда группы обеспечивает возможность общения детей и взрослых, их совместной деятельности. Она содержательно насыщенна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.