Меню сайта

Развивающая предметно-пространственная среда  (РППС) в  группе «Простоквашино»

Важнейшими условиями для реализации образовательной программы считаю создание и обновление РППС. Хорошо продуманная и организованная РППС стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы – т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна соответствовать следующим принципам:

-Насыщенность РППС является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В группе она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивает эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

-Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

-Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

-Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

-Доступность РППС организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого обеспечен детям свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающий все основные виды детской деятельности.

-Безопасность. Обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды, как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные зоны. При планировании РППС в группе мною было запланировано  создание микрозон и центров:

  • Уголок «Маленькие строители»
  • Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика»
  • Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш»
  • Уголок «Знаечка»
  • Уголок речевого развития и детская библиотека
  • Музыкальный уголок
  • Спортивный уголок
  • Театральная зона
  • Уголок сюжетно-ролевой игры
  • Уголок познавательно-исследовательской деятельности (уголок сенсорного развития, экологический центр)
  • Уголок уединения

Одним из важных факторов развития личности ребенка является окружающая его развивающая среда. В моей группе развивающая среда служит интересам и потребностям каждого ребенка, способствует эмоциональному благополучию детей, соответствует их возрасту, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, а также способствует физическому, познавательно-речевому, познавательно-речевому, социально-личностному, и художественно-эстетическому развитию детей.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

  • пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. В нашей группе важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды.

 При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

  1. Использование помещений спальни.
  2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: если дети утратили интерес к  игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ

 Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Экологический центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе :

  • различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.
  • инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.
  • дидактические игры экологической направленности,
  • серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
  • коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.
  • календарь природы и погоды.
  • макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет).

Весной с детьми провожу проектную деятельность «Огород на подоконнике».

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

IMG_20170502_110708.jpgПознавательный центр «Знаечка».

В данном центре располагаются:

  • магнитная доска,

· наборы карточек на сопоставление цифры и количества,

· наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами,

· представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.

· игры на развитие мелкой моторики руки.

· дидактические игры

  • развивающие игры Воскобовича

 Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

познават.уголок.jpg

 

IMG_20170502_175454.jpgВ «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей города Ярославля. В данном центре родного края входит художественная литература, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.

Уголок «Маленькие строители» (конструктивный) центр 

 В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

IMG_20170502_203616.jpg

Направление: Социально-личностное развитие.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

 

Уголок по правилам дорожного движения «Школа Светофорчика» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

 

Направление: Физическое развитие.

Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.

 

Направление: Художественно — эстетическое развитие.

В уголоке художественного творчества «Весёлый карандаш» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Часть из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу.

DSC07801

«Музыкально — театрализованный» уголок

В театральной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

IMG_20170502_175508.jpg

 

 

 

 

 

 

 

IMG_2017-01-17_153406_HDR.jpgплоскостной театр уголок.jpg

Направление: Речевое развитие.

Уголок речевого развития и детская библиотека В нем находятся:

  • книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
  • В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

· находятся различные дидактические игры по развитию речи,

· серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий,

· наборы парных картинок на соотнесение,

  • разрезные сюжетные картинки и т. д.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

 

В  группе расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения.

В раздевалке оформлены  специализированные стенды:

Информационно–просветительская работа с родителями

Информационный уголок

консультации для родителей.jpg

Выставки детского творчества

творчество детей.jpg

Наполняемость РППС

Группа Название Наполняемость

2 младшая группа

Спортивный уголок:

массажные дорожки, кегли, обручи, ходилки-следы, картотека подвижных игр, мячи, массажные мячики.
Уголок «Знаечка» счеты, цифры, геометрические фигуры, дидактические игры, пазлы – цифры, математический паровозик, пирамидки.
Уголок патриотического воспитания методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п.
Уголок речевого развития и детская библиотека сюжетные картинки, д/и «Составь рассказ», «Собери картинку», «Играем в сказку», шнуровки: «Дерево», «Кеды», деревянные пазлы «Поле и лес», «Ягоды и грибы», картотека «Артикуляционные упражнения», книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской деятельности (уголок сенсорного развития, экологический центр)

микроскоп, пробирки, магниты, лупы, соль, песок, земля, коллекция семян, камней, железных и пластиковых предметов, увеличительное стекло, весы с набором противовесов, песочные часы, собранные предметы из дерева, коллекции «Пуговиц», «Ткани».

Календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки

Уголок по правилам  дорожного движения «Школа Светофорчика» макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», книги для детей, машины специального назначения т.п.
Организация уголка сюжетно-ролевых игр поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.
Театральный уголок костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для мальчиков «Маленькие строители» машины, конструктор (крупный), инструменты, рули.
Организация уголка для девочек куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш» бумага, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пластилин, трафареты, образцы народного творчества (матрешки, роспись, игрушки), альбомы с народной росписью, кисти, штампы.
Музыкальный уголок музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон.
Организация зоны отдыха и уединения мягкое место, книги
Средняя группа Спортивный уголок кегли, обручи, кольцеброс, скакалки, ходилки-следы, баскетбольное кольцо, картотека подвижных игр, картотека «Виды спорта» и т.п.
Уголок «Знаечка» счеты, цифры, геометрические фигуры, дидактические игры, математическая лесенка, математический домик, магнитные цифры, «Логические блоки Дьеныша», арифметика(кубики).
Уголок патриотического воспитания методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь – символ города, матрешки, кремль и т.п
Уголок речевого развития и детская библиотека сюжетные картинки, предметные картинки, дидактический материал: транспорт, посуда, одежда, и д.р., обучающие карточки: «Деревья», «Птицы», «Насекомые», «Овощи и фрукты», книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской  деятельности и экологии микроскоп, пробирки, магниты, лупы, соль, песок, земля, коллекция семян, камней, железных и пластиковых предметов, увеличительное стекло, весы с набором противовесов, песочные часы, собранные предметы из дерева, коллекции «Пуговиц», «Ткани», альбомы «Кошки», «Цветы», «Птицы». Цветы, календарь природы, картотека растений, картотека наблюдений, схема ухода за растениями, лейки, коллекции шишек, камней, круп, сезонные картинки.
Уголок безопасности дорожного движения «Школа «Светофорчика»» макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», плакат «ПДД. Берегись автомобиля!», «Как избежать неприятностей», книги для детей, машины специального назначения и т.п.
Организация уголка сюжетно-ролевых игр: поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок

костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т.д.
Организация уголка для мальчиков машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, рули.
Организация уголка для девочек: куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш» бумага, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пластилин, трафареты, образцы народного творчества (матрешки, роспись, игрушки), альбомы с народной росписью, кисти, штампы.
Музыкальный уголок музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов
Организация зоны отдыха и уединения мягкое место, книги
Старшая группа Спортивный уголок массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.
Уголок «Знаечка» вкладыши, шнуровки, крупная мозаика, куб с разными видами застежек, логический домик, логический кубик, мелкие мозаики, мозаика на магнитах, счеты, цифры, калькуляторы, д/и «Подбери по форме», «Веселый городок», «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Цвета и формы».
Уголок патриотического воспитания методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.
Уголок речевого развития и детская библиотека сюжетные картинки, книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской  деятельности и экологии счеты, цифры, калькуляторы, д/и «Подбери по форме», «Веселый городок», «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Цвета и формы».
Уголок безопасности дорожного движения «Школа «Светофорчика»» макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», плакат «ПДД. Берегись автомобиля!», «Как избежать неприятностей», книги для детей, машины специального назначения, участники дорожного движения
Организация уголка сюжетно-ролевых игр: поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок

костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, теневой, фетровый, би-ба-бо, ширма, маски, накидки
Организация уголка для мальчиков машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.
Организация уголка для девочек: куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш» карандаши, фломастеры, краски, пластилин, альбомы, раскраски, трафареты, штампы, предметы народного творчества (хохлома, гжель, дымковская игрушка), альбомы с народной росписью, матрешки и т.п.
Музыкальный уголок музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов
Организация зоны отдыха и уединения мягкое место, книги
Подготовительная к школе группа Спортивный уголок массажные дорожки, кегли, обручи, мячи, скакалки, кольцеброс.
Уголок «Знаечка» счеты, цифры, калькуляторы, дидактические игры на развитие внимания,  памяти, мышления. шнуровки, мозаика,
Уголок патриотического воспитания методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, карты города и России, флаг, герб, портрет президента, глобус, медведь- символ города, матрешки, кремль, карта России, картотека стихи о Родине.
Уголок речевого развития и детская библиотека сюжетные картинки, дидактические игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий,  книги для чтения детям.
Уголок познавательно-исследовательской  деятельности и экологии счеты, цифры, калькуляторы, д/и «Подбери по форме», «Веселый городок», «Мои первые цифры», «Геометрические формы», «Цвета и формы».
Уголок безопасности дорожного движения «Школа «Светофорчика»» макеты улиц, дорожные знаки, д/и «Правила поведения на улице», плакат «ПДД. Берегись автомобиля!», «Как избежать неприятностей», книги для детей, машины специального назначения, участники дорожного движения
Организация уголка сюжетно-ролевых игр: поликлиника, парикмахерская, стройка, магазин, гараж и т.п.

Театральный уголок

костюмы для ряженья, мягкие игрушки, театр пальчиковый, теневой, фетровый, би-ба-бо, ширма, маски, накидки
Организация уголка для мальчиков машины, конструктор (мелкий, крупный), инструменты, парковка.
Организация уголка для девочек: куклы, кроватки, коляски, набор посуды, фрукты, овощи, аптечка, парикмахерская, магазин, дом для кукол.
Уголок художественного творчества «Весёлый карандаш» карандаши, фломастеры, краски, пластилин, альбомы, раскраски, трафареты, штампы, предметы народного творчества (хохлома, гжель, дымковская игрушка), альбомы с народной росписью, матрешки и т.п.
Музыкальный уголок музыкальные иструменты: барабан, бубен, колокольчики, труба, дудочка и т.п., диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов
Организация зоны отдыха и уединения мягкое место, книги

Вывод: Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Простоквашино»  создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.