Меню сайта

Развивающая предметно-пространственная среда группы 

 Проектирую РППС согласно требованиям ФГОС ДО. Стараюсь обеспечивать создание образовательного потенциала пространства  в группе, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, с учётом индивидуальных особенностей детей, коррекции их развития, игровой и познавательной деятельности детей, национально-культурных, климатических и других условий.
Компоненты развивающей среды затрагивают все 5 образовательных областей и обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, а также способствуют развитию общей и мелкой моторики. Стараюсь создать такую среду, в которой дети испытывают эмоциональный комфорт и безопасность. Предметно-пространственная среда в группе применяется мною в зависимости от периода обучения реализуемой программы. Наглядный и дидактический материал постоянно обновляется и пополняется. Закупается новое оборудование, игры, атрибуты, инвентарь и развивающие пособия.

2018-2019 год в результате мониторинга было выявлено недостаточное количество игр и дидактических пособий. Приобретены необходимые игры и дидактические пособия, отвечающие возрастным нормам детей, наборы предметных картинок по лексическим темам, крупный и мелкий конструкторы.

2019-2020 год в результате мониторинга выявлен недостаток материала для проведения опытов и экспериментов. Приобретены и изготовлены: картотеки «опыты», «комнатные растения», «животный мир», различные энциклопедии. Игры: «Круглый год», «Времена года». Материал для познавательно-исследовательской деятельности: лупы, мерные ложки, стаканчики, колбы, воронки, ситечки, прищепки. Все это позволило расширить круг представления детей, наблюдательность, развить речь.

2020-2021 год проведен мониторинг РППС уголка двигательной активности в соответствии с ФГОС и пришла к выводу, что для развития крупной моторики у детей недостаточно пособий. Пополнила уголок спортивным оборудованием : гантели, тренажер для формирования осанки и развития двигательно-зрительной координации, кольцебросы, массажные дорожки.

2021-2022 год проведен мониторинг РППС книжного и театрализованного уголка, выявлен недостаток книг по возрасту, настольно-печатных игр, различных театров. Приобретены: книги по возрасту, настольный и пальчиковый театр, атрибуты для театрализованных игр, пополнены картотеки с артикуляционной гимнастикой, стихов для заучивания. В результате расширилась речевая среда в группе.

Таким образом, в условиях перехода МДОУ на работу по ФГОС передо мной стояли задачи организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с новыми стандартами. На основании ряда документов: «Закон об Образовании»,СанПиН, образовательная программа, которая реализуется в МДОУ, ФГОС др. – считаю, что создаю детям благоприятные условия пребывания в группе.Насыщенная предметно-пространственная и образовательная  среда стала основой для организации жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

 

Реализация образовательной программы.

РППС спроектирована в соответствии с образовательной программой, утверждённой в ДОУ.  Все образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие -  реализуются в соответствии с ФГОС ДО.

Пространство игровой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков          (центров  развития):

-центр   сюжетно- ролевых игр;

-центр  музыки и театра

-центр  речевого развития  и детская библиотека

-центр занимательной математики

-центр  природы и экспериментирования

-центр   изобразительной деятельности

-центр конструктивной деятельности;

-центр безопасности и ПДД;

-центр  патриотического воспитания

-уголок мелкой моторики;

-спортивный уголок;

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

 

Центр сюжетно- ролевых игр.

Игровые замыслы детей 5-6 лет достаточно разнообразны, поэтому весь игровой материал подобран так, чтоб его можно было легко комбинировать, перемещать. Статичные тематические зоны уступили место мобильным универсальным маркерам, которые можно использовать как на полу, так и на столе. Маркеры наполнены разнообразными мелкими макетами, фигурками- персонажами, инструментами и другими предметами оперирования. Здесь дети могут играть в такие игры, как «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Театр», «Мы строители», «Мы водители», «Магазин» и другие.

 

Центр   музыки и театра

-Кукольный театр «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»

-Пальчиковый театр

-Театр с игрушками бибабо

-Настольный театр «Заюшкина избушка»

-Домашний театр «На кухне»

-Фланелеграф

-Маски персонажей

-Костюмы

-Музыкальные инструменты

-Ширма

-Портреты композиторов

-Картотека музыкально- дидактических игр

-Картотека театрализованных игр.

 

Центр речевого развития и библиотека

-Книги, соответствующие возрасту и лексической теме

-Портреты писателей и поэтов

-Энциклопедии

-Книжки – самоделки

-Альбомы по темам

-Сюжетные картинки

-Настольно- печатные игры для развития речи

-Пособия для правильного физиологического дыхания

-Разрезная азбука

-Пособия для развития словарного запаса у детей

-Игры «Назови одним словом»

-Игры «Один – много»

-Пособия на звуковой анализ слова

-Схемы для составления рассказов

-Пособия на закрепление правильного звукопроизношения

- Игра «Что делают?»

-Игра «Мама и детёныши»

-Игра «Весёлый счёт»

 -Картотека скороговорок

-Прописи

-Картотека дыхательной гимнастики

-Картотека загадок

-Картотека пальчиковой гимнастики

-Картотека стихов по лексическим темам

-Картотека физкультминуток

-Настольно- печатные игры: мозаика с буквами, «Буквы- сестрички».

 

Центр  занимательной математики         .

-Настольно- печатные игры: «Формы», «Цифры» и счёт», «Мои первые часы», «Математика ля малышей», «Учись считать», игры на поиск недостающего объекта в ряду, «Разложи по яркости цвета, по высоте», «Найди пять отличий», «Найди клад по схеме»,

-Счётный материал, обьёмные и плоскостные геометрические фигуры

- Магнитная доска с цифрами, блоки Дёныша

- Мозаики разных размеров, пазлы, цифры «Собери узор из геометрических фигур»

-Сортёр «Геометрические формы +шнуровка», развивающая игра головоломка «Собери куб»

- Вкладыши, геометрические головоломки (три уровня сложности), весы, счёты, счётная лесенка, наборное полотно

- Картотека дидактических игр

 

Центр природы и экспериментирования.

-Календарь природы

-Картотека прогулок по возрастам

-Картотека опытов и экспериментов

-Настольно- печатные игры по экологии: «Времена года»

-Мини лаборатория (колбы, пробирки, микроскоп, ёмкости для опытов, камни, крупы и др.)

 

Спортивный уголок

-Мячи большие, средние, малые

-Обручи

-Кольцеброс

-Мешочки для метания

-Кегли

-Скакалки

-Дорожки здоровья

-Массажные мячи

 

Центр изодеятельности

-Акварель

-Гуашь

-Кисти разных размеров

-Бумага разной фактуры

-Ножницы

-Трафареты

-Палитра

-Пластилин

-Карандаши

-Фломастеры

-Восковые мелки

-Раскраски

-Образцы декоративно- прикладного искусства, матрёшки, настольно –печатные игры

-Картины известных художников

-Портреты художников

 

Центр конструирования

-Конструкторы разных размеров, форм, материалов

-Схемы построек

-Мозаики разных форм и размеров

-Бумага для оригами

-Природный и бросовый материал

 

Центр патриотического воспитания

-Портрет президента

-Карта мира

-Герб Ярославля

-Азбука для маленьких ярославцев

-Фотографии Ярославля и других городов Ярославской области

-Путеводители по городам

-Книги по истории города

-Настольно- печатная игра- стратегия «Здравствуй, Россия»

Уголок мелкой моторики

-Колючие мячики;

-Мягкие шарики,

 -Игры с прищепками, скрепками, пластмассовыми шариками, силовыми кнопками, верёвками, шерстяными нитками, шнурками, лентами, проволокой, резинками и заколками для волос, катушками, трубочками для коктейля, пуговицами

-Сортёры, стеклярусы, крупы

-Пирамидки; шнуровки;

-Трафареты с декоративными элементами

-Штампы разной фактуры

-Картотека пальчиковых  игр и массажа

 

Центр безопасности и ПДД

-Макет дороги с фигурками

-Дидактические игры

-Обучающие карточки «Правила маленького пешехода»

-Книги, энциклопедии

-Сюжетные картинки

-Папки- раскладушки

-Настольно- печатные игры «Правила дорожного движения для маленьких», «Безопасность на дороге», «Транспорт», лото «Знаки дорожного движения», домино с дорожными знаками, ребусы по ПД, домино «Весёлые перекрёстки»

-Картотека консультаций для родителей

Таким образом, развивающая предметно- пространственная среда группы обеспечивает возможность общения детей и взрослых, их совместной деятельности. Она содержательно насыщенна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

«Оценка психологического климата»

Эмоционально – психологический климат – это преобладающий в группе  эмоциональный  настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей. 

В 2021 учебном году мы произвели набор детей ЗПР, адаптация к условиям группы прошла быстра. Мы постепенно приучали детей к режиму, правилам группы.

Для эмоционально-психологического благополучия, каждого ребёнка, а значит и группы в целом, мы создали следующие условия:  

- В течение всего дня старались поддерживать хорошее настроение детей. Они могли себя занять любым интересным делом.

- Позволено приносить в группу любимые игрушки и игры.

- Дети имели свободное передвижение по всему периметру группового помещения и участка детского сада.

- Имели возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться в «уголке уединения», занимаясь любимым делом.

- Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых. В основном демократичный стиль общения педагога с детьми – рядом, вместе, глаза в глаза.

- «Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться, не мешать друг другу играть и общаться.

- Доброжелательная встреча часто плаксивых детей. Стараемся обнять, успокоить, поднять настроение.

 - В группе присутствует атмосфера доброжелательности по отношению к сверстникам. Отсутствуют дети – аутсайдеры.

- Наличие традиций и правил в группе.

- Стараемся использовать разумную занятость детей. Обязательно проводим динамические паузы, физкультминутки, игры и упражнения  во время занятий для отдыха детей.

- Поддерживаем и способствуем желание активно участвовать в коллективной деятельности группы.

«Открытость образования»

Тесное сотрудничество прошло в течение всего учебного года с родителями, которые приняли активное участие в проекте «Индивидуализация процесса образования и воспитания в ДОУ через социокультурные технологии в духовно – нравственном воспитании».

С их помощью приобретены наглядные и дидактические материалы, игры и познавательная литература.

Родители приняли активное участие в акциях, конкурсах, выставках и других мероприятиях группы и всего детского сада, которые проходили в течение всего года.

Оказали помощь в оформлении гражданско-патриотического уголка. Помогли создать в группе имитацию «русской избы», с экспонатами и предметами быта и старины.

Помогли оформить альбомы «Достопримечательности города», «Права и обязанности», «Предметы быта», «Народные промыслы», «Мы такие разные». Оформили семейные альбомы.

По теме проекта «Путешествие в страну природы»

проведены консультации «Правила поведения в природе», «Сохраним планету зелёной».

Организована беседа с родителями «Как воспитать любовь к природе».

По теме «Я - гражданин своей страны, я - патриот России»

оформили наглядную информацию: памятка для родителей «Воспитание будущего патриота!», рекомендации по воспитанию будущего патриота страны, папка – передвижка.
Подготовлена консультация «Опыт гражданско – патриотического воспитания в дошкольном учреждении», которая размещена на сайте детского сада.

Организованы беседы с родителями на темы: «Воспитание юного патриота в семье», «Воспитываем гражданина».

По теме «Я – житель планеты!» проведена консультация «Все мы такие разные». Открытое занятия.

По теме «Я – выбираю» проведена консультация «Права и обязанности детей».

Дошкольное учреждение имеет сайт, где на странице профессиональное сообщество педагогов ДОУ родители могут узнать всю интересующую и подробную информацию о работе за весь учебный год. В сообществе «ДОБРята», куда входит наша группа, размещена очень подробно вся деятельность.

«Индивидуализация обучения»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс мы стараемся строить с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

В начале учебного года, в соответствии с возрастом детей составлено расписание жизнедеятельности группы.

Все материалы и оборудование, которые находятся в группе, её интерьер способствуют развитию каждого из детей.

Предлагаемые виды деятельности учитывают разный уровней развития детей. Это означает, что задания предлагаем таким образом, чтобы каждый ребёнок мог в результате достичь успеха. Внимательно наблюдая за детьми в течение года, стараемся выявлять их интересы и сильные стороны, помогаем решать проблемы, которые могут у них возникать, используя те пути, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

У нас индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

Наше внимание направлено на обеспечение активного участия ребёнка в учебном процессе, во время игр и самостоятельных занятий и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

В основном работа в подгруппах является одним из методов индивидуализации обучения. Используя этот вид деятельности, мы помогаем и нуждающимся в помощи детям, и стимулируем более способных детей к самостоятельным действиям.

Также обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов для занятия имеют различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.

Обстановка, ориентированная на ребёнка, тоже способствует индивидуализации обучения. Мы стараемся наполнить группу постоянными и временными компонентами, в соответствии разных тем и проектов.

Это помогает детям глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнёрство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

«Оценка РППС»

В соответствии с годовым 2020-2021 учебным планом и проектом «Индивидуализация процесса образования и воспитания в ДОУ через социокультурные технологии в духовно-нравственном воспитании» создали  развивающую предметно-пространственную среду в группе. Создали мини-уголки.

По теме проекта «Путешествие в страну природы» приобрели плакат «Правила поведения в природе».

Приобрели наглядный материал с растительным и животным миром.

Изготовили дидактическую игру «В гостях у Лесовичка». Оформили альбом «Народные приметы».

По теме проекта «Я – гражданин своей страны, я – патриот России»

составили картотеку дидактических игр по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Пополнили альбом с  «Достопримечательностями города», символикой страны.

Приобрели литературу о России, оформили  альбом «Национальные костюмы»

Оформили наглядный материал о многообразии народов страны, сделали плакат.

Оформили в раздел «Семья» альбомы, генеалогические древа семьи. Создали альбомы «Предметы быта и старины», «Народные промыслы». Приобрели символы России – валенки и сплести из бисера – берёзу. Купили военную технику: танки, самоходки.

Собрали предметы быта и старины. Создали макет «русской избы» к презентации мини-музея по патриотическому воспитанию.

По теме проекта «Я – житель планеты!» изготовили цветок толерантности, оформили альбомы «Мы такие разные», «Расы». Подобрали кукол разных рас. Создали плакаты «Мы все разные», «Дружба народов».

По теме проекта «Я – выбираю» оформили альбомы «Права и обязанности», подобрали наглядный материал для детей, литературу.

Для проведения выборов создали для голосования бюллетени, сделали урну.