Страница обновлена 16.10.2017

Создание РППС образовательного учреждения

в соответствии с требованиями ФГОС

музыкальным руководителем Беляковой Н.Е.

 

 Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Применение методов, приемов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности, способствуют формированию интереса детей к музыке, развитию музыкальных способностей. С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию.

РППС музыкального зала:

  • Обеспечивает совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого  зависит, станет ли эта среда развивающей.)
  • Обеспечивает самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
  • Способствует получению и закреплению знаний о музыке.
  • Стимулирует развитие творческих способностей.
  • Развивает музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
  • Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

 

В зале создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Среда является содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Полифункциональность предметной среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья.

Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Такая организация пространства позволяет детям различного возраста выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение самостоятельной деятельности, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

 

 

Организация предметно пространственной среды музыкального зала.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в музыкальном зале.

../../../belyakova_n_e_/risunok1_w381_h258.jpg Музыкальный зал – отдельное просторное, светлое помещение, в котором обеспечивается оптимальная температура воздуха, не раздражающее цветовое решение интерьера. Крупные, малоподвижные предметы обстановки окрашены в спокойные тона.

Оснащение музыкального зала соответствует санитарно-гигиеническим нормам, площадь музыкального зала достаточна для реализации образовательных задач.

Оборудование, представленное в музыкальном зале, имеет все необходимые документы и сертификаты качества.

Всё пространство предметно пространственной среды музыкального зала безопасно для физического здоровья и отвечает требованиям Сан Пин 2.4.1. 3049- 13 соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов, подвергаются гигиенической обработке.

Все элементы предметно- пространственной среды музыкального зала соответствуют требованиям по обеспечению надёжности, исправности и безопасности их использования.

Все технические средства обучения соответствуют санитарно- гигиеническим нормам и требованиям, техническое оборудование имеет все необходимые документы и сертификаты качества. Технические средства обучения используются в соответствии с принципом необходимости и достаточности для организации образовательной работы.

Атрибуты, игрушки соответствуют возрастным особенностям детей. Предметно- пространственная среда музыкального зала ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства. Среда не провоцирует на агрессивные действия, проявление жестокости. Эстетическое оформление среды, позитивные, доброжелательные интонации музыкального руководителя способствуют поддержанию атмосферы доверия среди детей и взрослых, обеспечивает эмоциональное благополучие детей.

Предметно- пространственная среда музыкального зала обеспечивает двигательную активность детей и в связи с этим музыкальный руководитель формирует у детей, начиная с раннего возраста навыки безопасного поведения в подвижных играх, ритмических и танцевальных композициях, ориентацию в пространстве музыкального зала.

При использовании атрибутов для танца – лент, цветов, листьев, дети располагаются на расстоянии друг от друга: вижу, не задеваю. Используется специальная, удобная, обувь для музыкального зала- чешки.

В музыкальном зале вместе с детьми находится музыкальный руководитель и воспитатель, а также при необходимости помощник воспитателя, что обеспечивает функции присмотра за каждым ребёнком, обеспечивает комфорт и безопасность детей.

Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация музыкального зала обеспечивает полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам и потребностям.

Пространство музыкального зала имеете различные, хорошо разграниченные центры развития :

• центр для сюжетно-ролевых игр;

• центр для музыкально-театрализованных игр

• центр музыкальной деятельности;

• центр слушания музыки

• центр настольно-печатных музыкально-дидактических игр;

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность создают уют торжественной обстановки. Музыкально-танцевальный зал оформлен с большим вкусом. Смотря по обстоятельствам, убранство зала меняется.

Оформление к выпускным праздникам

IMAG0339.jpg IMAG0348.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok4_w319_h194.jpg

 

 

Осенние праздники

../../../belyakova_n_e_/risunok5_w287_h214.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok6_w305_h214.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok7_w175_h214.jpg

Зал оснащен музыкальным центром, магнитофоном, фортепиано; нотным материалом, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально – дидактическими играми,  видиоаппаратурой. Одна из стен музыкального зала – зеркальная.

../../../belyakova_n_e_/risunok8_w225_h210.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok9_w229_h204.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok10_w208_h195.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok11_w199_h186.jpg  ../../../belyakova_n_e_/risunok12_w193_h185.jpg

Различные виды детских музыкальных инструментов (оркестр детских инструментов, набор шумовых инструментов), используемые детьми на занятиях.

Барабаны, бубны

../../../belyakova_n_e_/risunok13_w272_h199.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok57_w271_h199.jpg

Саксофоны,  кларнеты, дудочки, музыкальные молоточки, металлофоны, ксилофоны.

../../../belyakova_n_e_/risunok56_w261_h208.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok14_w263_h202.jpg

Ритмические палочки, кубики, ложки, трещотки, свистульки, гусли.

../../../belyakova_n_e_/risunok15_w259_h199.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok59_w263_h194.jpg

 

Музыкальные  треугольники, маракасы, кастаньеты, румбы, рубель, шейкер, колокольчики

../../../belyakova_n_e_/risunok16_w252_h201.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok58_w247_h197.jpg

Детские гармошки, аккордеон, духовые гармоники, погремушки, бубенцы.

../../../belyakova_n_e_/risunok17_w266_h197.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok18_w260_h195.jpg 

 

Картотека музыкальных инструментов, картотека загадок и стихов о музыкальных инструментах.

Разнообразно представлены атрибуты к играм, постановкам, танцам:

../../../belyakova_n_e_/risunok19_w237_h155.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok20_w178_h157.jpg  ../../../belyakova_n_e_/risunok21_w210_h157.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok22_w218_h177.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok23_w187_h174.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok24_w218_h174.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok25_w197_h164.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok26_w236_h164.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok27_w212_h164.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok28_w203_h161.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok29_w202_h161.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok30_w221_h161.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok31_w210_h150.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok32_w186_h150.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok33_w210_h150.jpg

 

-игрушки

../../../belyakova_n_e_/risunok35_w230_h173.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok36_w258_h174.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok37_w242_h182.jpg

 

-разнообразные шапочки

../../../belyakova_n_e_/risunok38_w237_h179.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok39_w254_h179.jpg

 

../../../belyakova_n_e_/risunok40_w237_h196.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok41_w253_h197.jpg

-

Постоянно пополняется методическая литература

../../../belyakova_n_e_/risunok42_w266_h194.jpg ../../../belyakova_n_e_/risunok43_w245_h194.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok44_w276_h201.jpg

 

Так же имеется: театральный уголок, ширмы, декорации. Различные виды кукольного театра: пальчиковый, теневой, кукла-игрушка, бибабо, марионетки и т.п.

../../../belyakova_n_e_/risunok45_w354_h242.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok46_w198_h242.jpg

Деятельность детей:

- пение песен;

- слушание музыки;

- танцевальные и игровые паузы;

- игра на музыкальных инструментах;

- музыкальные и хороводные игры;

- танцевальная импровизация;

- народные, хороводные игры;

- музыкотерапия;

- хореография;

- просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;

- совместные подвижные, хороводные, народные игры:

- встреча с интересными гостями;

- просмотр видеофильмов, слайдов;

Предметно-развивающая среда музыкального зала содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

.

Классификация развивающей среды в музыкальном зале:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (пианино, металлофон, аккордеон, флейта,  дудки, бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др):

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты.

../../../belyakova_n_e_/risunok47_w248_h191.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok48_w258_h187.jpg

4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

../../../belyakova_n_e_/risunok49_w243_h167.jpg../../../belyakova_n_e_/risunok50_w244_h168.jpg

 

Содержание предметно- пространственной развивающей среды.

В музыкальном зале присутствуют пособия: атрибуты для танцев, игровой материал, дидактические игры, оформление музыкального зала к праздникам. Пособия меняются, обновляются, тем самым стимулируют игровую, познавательную, творческую активность детей. Используются информационно- коммуникативные технологии: музыкальный центр, мультимедиа, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, магнитная доска, различные пособия и оформление музыкального зала к праздникам.

Развивающая среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей, их эстетическому развитию, формирует положительное отношение к окружающему миру, обеспечивает психологическую комфортность и безопасность пребывания детей в музыкальном зале.

 

Для полноценного музыкального развития ребёнка, ему предоставлена возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов в своей группе. Совместно с воспитателями  в группах были созданы театрально-музыкальные уголки. Для каждой возрастной группы рекомендовала необходимый список оборудования, наполняемость уголка.

6aQOEqWVRX4 Размещение музыкального уголка в группе:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей

2. Разнообразие оборудования музыкального уголка

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

Игровой материал и оборудование для музыкального развития детей раннего возраста:

DVD-плеер, диски с записью музыкальных произведений для детей раннего возраста;

Куклы- неваляшки, бубен, дудочка, гармошка, флейта, колокольчик, трещотка, погремушки.

Театральная ширма, различные виды театров (перчаточный, шагающий, персонажи-варежки, пальчиковый, настольный и др.).

Младшая группа:

Ванька – встанька

Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки: петушок, котик, зайка и т. д..

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки

Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан

Неозвученные бутафорские музыкальные инструменты: гармошки, дудочки, балалайки и т. д..

Атрибуты к музыкальным подвижным играм:

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества

Ширма настольная с перчаточными игрушками

Магнитофон и набор программных аудиозаписей

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Средняя группа:

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

Металлофон

Шумовые инструменты для детского оркестра

BRzeTXC5yKIКнижки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)

Фланелеграф или магнитная доска

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.

Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

Музыкальная лесенка: трехступенчатая, на которой находится маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешки.

Ленточки, цветные платочки, султанчики: атрибуты к танцевальным импровизациям по временам года.

Ширма настольная и набор игрушек

DSC07801Магнитофон и набор программных аудиозаписей

Старшая группа:

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

Бубны, барабаны, треугольники

Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

Иллюстрации по теме: «Времена года»

Музыкальные игрушки-самоделки

Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.

Атрибуты к подвижным играм

Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям

Настольная ширма и ширма по росту детей

Музыкальные лесенки: пятиступенчатая и семиступенчатая

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам

Подготовительная группа:

Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:

Маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.

Портреты композиторов

Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях

Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки

Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»

Самодельные инструменты для шумового оркестра

Музыкально-дидактические игры.

IMG_20170502_175508.jpg IMG_2017-01-17_153406_HDR.jpg

Вывод: развивающая предметно- пространственная среда музыкального зала,  созданная Беляковой Н.Е. с учётом ФГОС ДО, обеспечивает возможность эффективно развивать музыкально- творческие способности каждого ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.